Качество: когда ответственность лежит на заводчике?

Автор
Мамет Юлия Александровна - юрист в области корпоративного права с двадцатилетним опытом работы в международных аудиторских компаниях. Лектор конференций для заводчиков, автор книги «Питомник: бизнес или хобби».
В последнее время все больше и больше покупателей животных стали обращаться к заводчикам с претензиями по качеству проданного питомца. Рост количества недовольных покупателей — реальная проблема для заводчиков, а разобраться в обоснованности претензий владельцев крайне сложно. В этой статье мы разберем, в каких случаях заводчику стоит насторожиться и прислушаться к покупателю и какие меры следует предпринять, чтобы снизить количество претензий.
Общие положения о качестве продаваемого животного
Каждый заводчик, ведущий свою деятельность в фелинологической или кинологической системе, в вопросах разведения руководствуется стандартами породы и положениями «О племенной деятельности», которые устанавливают порядок племенного разведения животных и критерии их качества. Мы не будем останавливаться подробно на этом аспекте деятельности заводчика, а о некоторых элементах, например отбраковке щенков или котят в помете мы поговорим чуть ниже, как об инструменте снижения риска претензий покупателя.
Деятельность заводчика по продаже животных регулируется «Гражданским кодексом РФ», а также положениями «Закона о защите прав потребителей» в том случае, если деятельность заводчика будет признана предпринимательской, а покупателем является лицо, которое приобретает животное исключительно для личных, семейных нужд. Положение Закона «О защите прав потребителей» может быть распространено на деятельность заводчика и в том случае, когда заводчик не имеет регистрации ни в качестве индивидуального предпринимателя, ни в качестве плательщика налога на профессиональный доход, ни в каком-либо ином официальном статусе. Законом предусмотрено, что отсутствие регистрации не является препятствием для признания судом деятельности как предпринимательской и распространения положений Закона «О защите прав потребителей» на отношения заводчика и покупателя.
Статьей 469 Гражданского кодекса РФ установлено, что «Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.» Это положение Гражданского кодекса дает заводчику первую «подсказку»: при наличии в породе или в линии разведения специфических особенностей заводчик может указать их в договоре, оговорив, что их проявление не указывает на недостаток по качеству. Также в договоре можно оговорить, что котенок или собака имеет определенный недостаток, и тогда такой недостаток не будет считаться недостатком по качеству согласно договору.
Возникает правомерный вопрос: любая кошка и собака — это живой организм, они могут заболеть или приобрести какие-то недостатки. И за это несет ответственность заводчик? Гражданский кодекс РФ и на этот вопрос дает довольно четкий ответ. Согласно статье 476 Гражданского кодекса, «Продавец отвечает за недостатки товара, если покупатель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента». То есть заводчик отвечает за те недостатки, которые возникли до момента передачи котенка или щенка новому владельцу, и доказывать этот факт должен покупатель (за исключением случая, когда отношения заводчика и покупателя регулируются Законом «О защите прав потребителей», согласно которому бремя доказывания несет заводчик).
Казалось бы, все логично и предельно ясно. Тем не менее на практике самая сложная составляющая в ведении судебных дел по спорам покупателей с заводчиками — это определение момента возникновения недостатка, так как большинство заболеваний животных имеют тройственную природу возникновения:
- генетическая,
- врожденная,
- приобретенная.
В редких случаях заболевание или патология являются только генетическими или врожденными. И здесь нет сложности, так как здесь можно утверждать, что недостаток несомненно возник до момента передачи покупателю. C приобретенными заболеваниями и патологиями все сложнее. Некоторые заболевания имеют довольно большой инкубационный период, другие не дают возможности определить причину возникновения и т.д. В каждом конкретном случае при возникновении претензий покупателя заводчику стоит детально изучить вопрос, проконсультироваться с ветеринарными врачами и оценить риск того, что покупатель сможет доказать, что заболевание с большой долей вероятности возникло до момента передачи щенка или котенка.
Заводчику следует внимательно относиться к пожеланиям покупателя и тщательно подбирать щенка или котенка для каждого конкретного клиента. Например, покупатель в процессе обсуждения покупки щенка или котенка сообщает, что хочет использовать животное в племенной деятельности. Заводчик передает покупателю щенка или котенка, а в последствии выясняется, что животное не может иметь потомство, предположим, по причине врожденного дефекта, который не влияет на качество и продолжительность жизни животного. В этом случае животное будет признано животным ненадлежащего качества, так как в Гражданском кодексе установлено, что «если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.»
Итак, если суммировать описанное выше:
- Щенок или котенок, передаваемый покупателю, не должен иметь недостатков и быть здоровым на момент передачи покупателю, то есть соответствовать требованиям надлежащего качества.
- При продаже животного с недостатками или проблемами по здоровью заводчику следует прямо указывать такие недостатки и заболевания в договоре и письменно фиксировать в том же договоре, что животное с такими недостатками по договору признается надлежащего качества.
- Заводчику следует внимательно относиться к пожеланиям покупателя и не игнорировать те цели приобретения, которые покупатель ему сообщает.
- В большинстве случаев на отношения между заводчиком и покупателем распространяются положения Закона «О защите прав потребителей». Следовательно, заводчику стоит внимательно относиться к запросам и требованиям покупателя, так как указанный закон предоставляет покупателю достаточно обширный объем прав, а на продавца, заводчика, ложится повышенная ответственность, а также бремя доказывания.
Последствия продажи животного ненадлежащего качества
И Гражданский кодекс РФ, и Закон «О защите прав потребителей» устанавливают примерно одинаковые последствия продажи некачественного животного, а именно:
- Покупатель имеет право потребовать уменьшения стоимости щенка или котенка.
- Покупатель имеет право потребовать устранения заводчиком недостатка за его счет.
- Покупатель может потребовать компенсации понесенных им расходов по устранению недостатка.
- Покупатель имеет право расторгнуть договор купли-продажи животного, вернуть щенка или котенка, а заводчик обязан вернуть покупателю уплаченные им деньги.
- Покупатель имеет право на замену.
Остановимся на двух последних последствиях продажи животного ненадлежащего качества, а именно: возврат щенка или котенка или замена на другое животное.
Недостатки, выявленные у щенка или котенка, могут быть устранимыми и неустранимыми. Это имеет существенное значение, так как право требовать возврат или обмен щенка или котенка по Гражданскому кодексу РФ возникает у покупателя в случае, когда выявленный недостаток является неустранимым. Однако, если на отношения заводчика и покупателя распространяется Закон «О защите прав потребителей», покупатель имеет право требовать обмена или возврата животного в любом случае обнаружения недостатка.
Часто в ответ на требование покупателя забрать некачественное животное и вернуть деньги, заводчики отвечают тем, что, согласно законодательству, животное обмену и возврату не подлежит. Действительно, животные и растения включены в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену», утвержденный Постановлением Правительства РФ 31 декабря 2020 года № 2463. Как мы видим из названия документа, утверждение заводчиков о невозможности возврата или обмена животного неверно, так как перечень распространяется на товары надлежащего качества. Некачественное животное может быть возвращено заводчику, и заводчик обязан принять такое животное и вернуть покупателю деньги.
Также распространенной ошибкой заводчиков является и то, что заводчик диктует покупателю способ удовлетворения его требований. Например, заводчик при получении претензии покупателя готов вернуть часть денег, но отказывается принять животное. Необходимо помнить, что закон предоставляет покупателю право выбора, каким из способов воспользоваться, и отказ заводчика удовлетворить требования покупателя может обернуться существенными финансовыми потерями. Так, например, в случае применения к заводчику норм Закона «О защите прав потребителя» с заводчика может быть взыскан не только штраф за неудовлетворение требований покупателя в размере 50% от суммы, присужденной покупателю, но и пени в размере 1% в день за каждый день просрочки удовлетворения требований покупателя. Принимая во внимание сложность доказывания в делах по продаже некачественного животного, а также необходимость проведения экспертиз и других судебных действий, сумма пени может в разы превышать стоимость проданного животного.
Способы минимизации рисков претензий по качеству
Итак, резюмируя описанное выше, заводчику необходимо предпринять следующие действия для минимизации потерь от претензий покупателей по качеству:
- Тщательно проводить отбраковку щенков или котят в помете. В случае сомнения оставляйте животных на повторный осмотр.
- Заключайте письменный договор с покупателями. Закон не запрещает продавать щенков или котят с недостатками, но для своей безопасности указывайте такие недостатки в договоре.
- Если в породе есть большой риск проявления какого-либо недостатка или заболевания, указывайте такую вероятность в договоре.
- Относитесь внимательно к ожиданиям покупателя, которые он сообщает вам перед покупкой.
- Тщательно оценивайте полученные претензии покупателей. Привлекайте профильных специалистов. Не будет лишним получить консультацию нескольких профессионалов.
- Если требования покупателя являются обоснованными, не диктуйте способ их удовлетворения, Закон предоставляет покупателю право выбора.
- И самое главное — будьте в диалоге с покупателем. До тех пор, пока заводчик и покупатель в диалоге, спор может быть урегулирован без существенных финансовых и временных потерь.